Форма входа

Логин:
Пароль:

Статистика


Онлайн всего: 29
Гостей: 28
Пользователей: 1
Taichi
Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » ОСНОВЫ ЧЖЭНЬ-ЦЗЮ ТЕРАПИИ

ЧИ, КРОВЬ И ЖИДКОСТИ ТЕЛА

ЧИ, кровь (СЮЕ) и жидкости тела (ЦЗИН-ЮЕ) являются фундаментом нормальной физиологической актив­ности организма, материальной основой для функциониро­вания ЦЗАН-ФУ органов, тканей и каналов тела. Очи непосредственно связаны с ЦЗАН-ФУ органами и вместе с тем объясняют физиологические свойства организма и его патологические реакции.

ЧИ

По древнекитайской философии, «ЧИ» является материаль­ным субстратом Вселенной и все изменения последней являются следствием движения и изменения ЧИ. В тра­диционной китайской медицине под термином «ЧИ» понимают питательные вещества и функциональную активность всех органов и систем. Поэтому вся жизнедеятельность человека является следствием изменения и движения энергии ЧИ.

В современном понимании в термин «ЧИ» вкладывается интегральная функция всей деятельности организма, т. е. его жизненная энергия, жизненный тонус, который является равнодействующей всех биоэнергетических процессов организ­ма. Исследования последних лет с привлечением самых современных физических методов, открывших новые формы существования материи (например, так называемые волны с продольной компонентой др.) дают некоторые надежды на раскрытие феномена и природы ЧИ, однако с полной уверенностью высказаться о физическом механизме ее образо­вания и движения пока рано. Тем не менее, концепция ЧИ применима ко всем без исключения природным явлениям и имеет в себе четкую практическую значимость, преломляясь, в частности, в традиционной чжэнь-цзю терапии.

Виды и выработка ЧИ

В зависимости от происхождения, функции и распределе­ния существует несколько видов ЧИ. Ими являются: ЮАНЬ ЧИ (первичная ЧИ), ЦЗУН ЧИ (грудная ЧИ), ИН ЧИ (питательная ЧИ) и ВЭИ ЧИ (защитная ЧИ). По источни­ку происхождения ЧИ делится на врожденную (ЮАНЬ ЧИ) и приобретенную (все остальные виды ЧИ). Врожденная и приобретенная ЧИ зависят друг от друга, поддерживают и питают друг друга. Врожденная ЧИ активирует органы ЦЗАН-ФУ, которые вырабатывают приобретенную ЧИ, а последняя в свою очередь постоянно пополняет врожден­ную ЧИ.

ЮАНЬ ЧИ — первичная ЧИ. Она образуется из врож­денной субстанции и требует после рождения человека постоянного пополнения со стороны приобретенной ЧИ. Она является «корнем» почек и распределяется по всему организму через канал САНЬ-ЦЗЯО, стимулируя функцио­нальную активность всех ЦЗАН-ФУ органов и тканей. Врожденный недостаток ЮАНЬ-ЧИ или ее истощение при длительных заболеваниях является причиной старения и смер­ти человека.
ЦЗУН ЧИ — грудная ЧИ. Она образуется при комбина­ции «чистой ЧИ» вдыхаемого воздуха и ЧИ пищи и находится в грудной клетке. Она активирует дыхательную функцию легких, а сила дыхания и голоса прямо пропорциональна активности ЦЗУН ЧИ; она активирует кровообращение и со­суды, поэтому циркуляция ЧИ, холод, тепло и моторика конечностей и туловища связаны и зависят от активности ЦЗУН ЧИ.

ИН ЧИ — питательная ЧИ. Образуется селезенкой и желудком из ЧИ пищи и воды и циркулирует по сосудам. Главной ее функцией является выработка и питание крови, а также питание всех органов и тканей. Так как ИН ЧИ и кровь тесно связаны, то существует термин — «ИН крови» (ИНЬ СЮЕ), отражающий их совместную функцию.
ВЭЙ ЧИ — защитная ЧИ. Образуется также из ЧИ пищи, но в отличие от ИН ЧИ циркулирует снаружи сосудов. Главной ее функцией является защита организма от внешних патогенных факторов; она контролирует функцию пор кожи, увлажняет кожу, контролирует температуру тела и прогревает ЦЗАН-ФУ органы.

Кроме того, каждый канал и орган имеет свою ЧИ, которая соответствует функциональному назначению того или иного органа. Образуясь из четырех вышеуказанных видов ЧИ, ЧИ каналов тела таким образом является комбинацией ЧИ пищи, «чистой ЧИ» воздуха и первичной ЧИ почек и называется ЧЖЭН ЧИ (жизненная ЧИ). Она является материальной основой функционирования органов и каналов тела и оказывает существенное влияние на ЧИ, кровь и внут­ренние органы.

Функции ЧИ

В организме нет места, куда бы не проникала ЧИ и в зави­симости от тока ЧИ жизнедеятельность организма замедляет­ся и ускоряется. «Чи является корнем организма, а ствол и листья высыхают без корней...» Основные функции ЧИ следую­щие:

Активирующая функция. Рост и развитие организма, активность ЦЗАН-ФУ органов, кровообращение и распреде­ление жидкостей в организме — все это зависит от активи­рующей функции ЧИ. При недостатке ЧИ происходит замед­ление роста и созревания человека, гипофункция внутрен­них органов, застой крови, нарушение распределения жидко­стей и выработка влажной флегмы внутри организма.
Прогревающая функция. Чи контролирует теплообразо­вание и теплообмен организма, главная роль в этом принадлежит ВЭЙ ЧИ и ее способности контролировать поры кожи.
Защитная функция также в основном отводится ВЭЙ ЧИ. Она защищает организм от внешних патогенных факторов, а при внедрении последних на поверхность или вовнутрь тела вступает с ними в борьбу.
Контролирующая функция. ЧИ регулирует и контроли­рует все метаболические процессы в организме, кровь и кровообращение, потоотделение, «закрывание» и «открывание» отверстий тела (т. е. мочеиспускание, дефекацию и семяизвер­жение).
ЧИ ХУА (изменение ЧИ). Этот термин имеет Два аспек­та: во-первых, ЧИ ХУА отражает процессы взаимной транс­формации эссенции, ЧИ, жидкости тела и крови. В 5-й главе «Су-Вэнь» сказано: «Эссенция трансформируется в ЧИ», а далее, в комментариях в этой главе, говорится, что «активи­рование ЧИ образует эссенцию; гармония эссенции и пищи дает возможность организму расти». Во-вторых, ЧИ ХУА отражает определенную функциональную активность ЦЗАН- ФУ органов и их способность выполнять соответствующие задачи.
Питательная функция выполняется главным образом ИН ЧИ. Она циркулирует по кровеносным сосудам и питает кровь и весь организм.

Хотя эти шесть функций различны, они вместе помогают и активируют друг друга.

КРОВЬ

Кровь (СЮЕ) циркулирует по кровеносным сосудам и питает все органы и ткани.

Образование и циркуляция крови

Источником крови являются питательные вещества, образующиеся из пищи селезенкой и желудком. В 30-й главе «Лин-Шу» сказано: «Когда ЧЖУН-ЦЗЯО получает питательные вещества пищи, он трансформирует их в красную жидкость, которая, называется кровь». Таким образом, материальным субстратом образования крови является ИН ЧИ, которая образуется в селезёнке. Кроме того, для образования крови также необходима эссенция почек. Так, сказано: «Если кровь не истощена, она в почках преобразуется в эссенцию; если эссенция не истощена, она в печени преобразуется в кровь». Эта цитата указывает на тесную взаимосвязь между эссенцией и кровью и на важные функции печени и почек.

После своего образования кровь циркулирует по кровенос­ным сосудам и ее функции зависят от сердца, печени и селезенки. Сердце управляет кровообращением, селезенка препятствует выходу крови из сосудистого русла и питает ее, а печень активирует свободный ток ЧИ и крови и хранит кровь, регулируя объем кровообращения. Следовательно, для нормальной циркуляции крови и работы всех органов и систем необходима слаженная работа этих трех органов.

Функции крови

Циркулируя по всему организму и омывая все органы и ткани, кровь имеет следующие важнейшие функции:

 Питание и увлажнение всех органов и тканей. Эта функция крови проявляется в движениях конечностей и состоянии глаз. Так, в 10-й главе «Су Вэнь» сказано: «Если печень имеет кровь, зрение острое; если ноги имеют кровь, они могут ходить; если ладони имеют кровь, они могут держать; если пальцы имеют кровь, они могут схватывать». Расстройства увлажняющей функции крови приводят к сухости глаз и рта, нарушению движений в суставах, сухости и шелушению кожи.
Кровь является материальной основой психической деятельности, а «гармоничная циркуляция крови под­держивает сильный дух».

ЖИДКОСТИ ТЕЛА.

Жидкости тела — собирательный термин, который включа­ет в себя слюну, кишечный и желудочный сок, синовиаль­ную жидкость, слезы, носовой секрет, пот и мочу.

Образование и распределение жидкостей тела

Жидкости тела образуются из пищи и воды после их переработки желудком и селезенкой. В 21-й главе «Су Вэнь» сказано: «После поступления пищи в желудок ЧИ пищи и воды преобразуются селезенкой и поступают в легкие. Легкие регулируют пассаж воды и направляют ЧИ и воду вниз к мочевому пузырю, где ЧИ воды делится на 4 потока и проходит по каналам пяти ЦЗАН-органов». САНЬ-ЦЗЯО является путем прохождения жидко­стей тела, и по этому поводу в 8-й главе «Су Вэнь» сказано, что «САНЬ-ЦЗЯО — это дренажная система, кото­рая построена из водных путей». Часть жидкости после прохождения через селезенку, легкие и САНЬ-ЦЗЯО экскретируется кожей в виде пота, а другая часть идет в мочевой пузырь и выделяется в виде мочи.

Образование, распределение и выделение жидкостей тела является сложным процессом, требующим координации мно­гих органов, в особенности легких, селезенки и почек. Нарушение распределения жидкости, вызванное патологией какого-либо органа или органов, приводит к задержке жидкости с образованием отеков и флегмы, или к истощению жидкости, что вызывает сухость слизистых, непродуктивный кашель, жажду и запоры.

Функции жидкостей тела

Жидкости тела питают и увлажняют различные органы и ткани. По своему происхождению они различны и делятся на две большие группы: ЦЗИН — чистая и жидкая, которая распределяется на поверхности мышц, согревает и питает мышцы и кожу, увлажняя их; и ЮЕ — густая мутная жидкость, которая находится в суставах и порах кожи, питает головной и спинной мозг и поры кожи. ЦЗИН и ЮЕ являются нормальными жидкостями организма и имеют один и тот же источник — ЧИ пищи и эссенцию, и могут трансформироваться друг в друга, поэтому их часто объединя­ют термином «ЦЗИН-ЮЕ».




Категория: ОСНОВЫ ЧЖЭНЬ-ЦЗЮ ТЕРАПИИ | Добавил: admin (31.10.2014) Просмотров: 521
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 1f